Первый из новых заводов будет расположен между Турну Мэгуреле (Румыния) и Никополем (Болгария), а второй свяжет румынский город Кэлэрашь с болгарским городом Силистра. К моменту их ввода в эксплуатацию в ближайшие десять-пятнадцать лет они добавятся к 700 плотинам и плотинам, уже построенным вдоль Дуная и его притоков.
Река является второй по длине в Европе, протянувшись более чем на 2800 км через 10 стран: Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Болгарию, Румынию, Украину и Молдову.
Правительства Болгарии и Румынии поддерживают эти проекты как средство повышения своего энергетического суверенитета за счет использования богатых общих ресурсов.
«Настало время, чтобы Болгария воспользовалась этим природным ресурсом», — говорится на сайте министерства энергетики Болгарии. Тем временем министр энергетики Румынии Себастьян Бурдужа заявил Euronews, что первая плотина «считается выгодной инвестицией, ее мощность составляет более Установленная мощность 800 МВт, разделенная пополам с Болгарией».
«Огромное» воздействие на местную окружающую среду
Но несмотря на то, что для реализации проектов существует политическая установка, жизнеспособность гидроэлектростанций вызывает много вопросов с экологической точки зрения.
“Воздействие на этот конкретный участок границы будет огромным. В этой части находятся сотни островов, которые очень ценны”, – сказал Euronews Ульрих Эйхельманн, генеральный директор RiverWatch, некоммерческой организации, занимающейся мониторингом состояния европейских рек.
Строительство плотин в нижней части Дуная приведет к затоплению многих из этих островов. “Эти районы, скорее всего, являются последними нерестилищами некоторых осетровых, а также сельди. Для всех этих видов это будет убийственным эффектом вплоть до Черного моря”, – добавил он.
Отчет об экологической адекватности, оценивающий энергетическую стратегию Румынии на 2019-2030 годы, в которую первоначально был включен проект Турну-Магуреле-Никополь, вызвал обеспокоенность по поводу двух ключевых охраняемых территорий Natura 2000, которые будет пересекать станция: Корабия-Турну-Магуреле и Сухайя.
Эти районы имеют экологическое значение, поскольку они представляют собой жизненно важные естественные и полуестественные среды обитания, в том числе хвойные леса, ивы и тополя. Этот регион также служит местом гнездования видов, перечисленных в Директиве ЕС о птицах, таких как дятлы, желтые цапли и большие белые цапли.
Потенциальный ущерб выходит за пределы этих охраняемых территорий, а ландшафты ниже по течению подвергаются риску значительной трансформации из-за воздействия гидроэлектростанций. «Когда текущая вода будет беднее отложениями, которые будут удерживаться плотиной, начнется процесс береговой эрозии, затронувший Дельту и Черное море, с дальнейшими последствиями для их экосистем и биоразнообразия», — Камелия Ионеску, представитель WWF Румынии по пресной воде. Менеджер проекта, рассказал Euronews.
Лишенная отложений Дуная и захваченная Черным морем, дельта Дуная столкнулась с неминуемым разрушением. Дельта, вторая по величине в Европе, лучше всего сохранилась на континенте и является основой биоразнообразия с богатой средой обитания, флорой и фауной.
Ядерная безопасность под угрозой?
Уменьшение расхода воды может также поставить под угрозу румынскую атомную электростанцию Чернавода, расположенную ниже по течению от обеих предлагаемых гидроэлектростанций.
Атомный объект использует воду Дуная для охлаждения своих реакторов. Поскольку планируется построить два новых реактора, потребности станции в воде возрастут. Недостаточное снабжение может повысить риск аварий или остановить работу.
Наконец, эти два проекта также могут конфликтовать с другими, уже проходящими оценку.
«Уже существует проект между Румынией и Болгарией под названием «Быстрый Дунай», в котором есть завершенное технико-экономическое обоснование, поиск решений для улучшения судоходства на Дунае», — подчеркнул Ионеску из WWF Румынии.
“Происходит конфликт, если, с одной стороны, мы говорим о гидротехнических решениях по улучшению судоходства, а с другой – инвестируем в исследования по развитию гидроэлектростанций”, – сказала она, поскольку такие станции могут сильно нарушить работу речное судоходство для судов.
НПО смотрят на ЕС
Для активистов ключевую роль должен сыграть Европейский Союз, поскольку обе страны надеются получить финансирование ЕС для своих проектов.
В январе этого года Болгария включила гидроэнергетику в свое Стратегическое видение устойчивого развития энергетического сектора, изложив свое намерение построить «870 МВт новой гидроэлектростанции к 2030 году», что будет точно соответствовать расчетной мощности ГЭС Турну-Магуреле-Никополь.
Гринпис Болгарии подал судебный иск против правительства по поводу этого документа, сославшись на отсутствие общественных консультаций и комплексной экологической оценки, которые являются типичными предварительными условиями. Юридический иск был отклонен судом, который постановил, что документ не представляет общественного интереса, поскольку не имеет обязательной силы.
«У нас сложилось впечатление, что они подготовили его быстро, чтобы оправдать пересмотр Национального плана восстановления и устойчивости, поскольку он был выпущен как раз в то время, когда парламент хотел проголосовать за пересмотр плана, а не за сокращение выбросов CO2», — Меглена. Об этом Euronews сообщила директор офиса Гринпис Болгарии Антонова.
Фонд восстановления и устойчивости (RRF) — это фонд в размере 800 миллиардов евро, который ЕС создал для поддержки экономики блока, пострадавшей от пандемии COVID-19, и который нацелен на инвестиции в зеленые и цифровые отрасли.
«Удивительные» местные доходы
Пока неясно, откуда будет поступать финансирование гидроэлектростанций. В 2018 году стоимость одного только завода Турну-Магуреле-Никополь оценивалась в более чем 2 миллиарда евро, но с учетом текущих темпов инфляции затраты, вероятно, будут значительно выше.
Министр энергетики Румынии упомянул о возможных вариантах на европейском уровне, включая Фонд модернизации и фонды трансграничного сотрудничества.
«Мы не думаем, что они смогут сделать это за счет финансирования национального восстановления и устойчивости. Им придется получить строгое одобрение на эти средства ЕС», — сказала Антонова из Гринпис Болгарии.
«ЕС может сыграть ключевую роль в регулировании таких процессов, чтобы государства-члены не вступали в мегапроекты, не взглянув на их осуществимость и устойчивость, а не из-за обещаний инвесторов», — добавила она.
Однако местные жители с энтузиазмом относятся к гидроэлектростанциям, несмотря на то, что они признают их воздействие на окружающую среду.
«Этот проект обеспечит зарплаты и налоги для местных бюджетов, что было бы потрясающе», — сказала Euronews Анджела Добре, жительница Турну-Магуреле, управляющая некоммерческой организацией по местному развитию. коммунизма, но так и не был завершен.
Проекты такого типа могут вдохнуть новую жизнь в стареющий город с ограниченными возможностями молодежи. “Такое масштабное предприятие потребует большого количества специалистов. Там будет работать огромный аппарат”, – сказала она.
Источник : Yahoo