Правозащитники – об итогах 2022 года и трендах на будущее
С начала полномасштабной и ничем не спровоцированной войны в Украине в России, по сообщениям СМИ, за участие в протестных действиях разного рода задержаны свыше 20 тысяч человек. Это небывалый размах репрессий по политическим мотивам за последнее десятилетие.
Также нынешний год характерен усилением атак властей на НКО и гражданское общество в целом, полагают опрошенные Русской службой «Голоса Америки» правозащитники. Они также указывают, что выбранный Кремлем курс ведет к фашизации режима со всеми неизбежными последствиями этого процесса.
«Продолжается возмутительное давление на гражданское общество России как на сеть институтов»
Общественно-политическую ситуацию в России до начала войны в Украине и особенно после нее определяло то обстоятельство, что в стране сложился очень слабый политический класс и довольно слабая оппозиция за исключением Алексея Навального и созданного им и его соратниками структур, считает директор центра Сахарова Сергей Лукашевский. Поэтому, по его мнению, не случайно Навального перед войной вначале попытались убить, а потом упрятали за решетку и развернули беспрецедентные репрессии против его команды.
«При этом в стране было довольно сильное гражданское общество, которое в отсутствии пространства для политической деятельности не смогло добиться каких-то существенных перемен (к лучшему), но создало очень сильную сеть разнообразной помощи людям, – уточнил он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – В Индексе устойчивости гражданского общества в России, в составлении которого я принимал участие, раздел, посвященный правовому политическому контексту, всегда приближался к самым худшим значениям. А разделы, посвященные внутренним возможностям, освоениям новых технологий и так далее, находились на довольно хорошем уровне».
С этим российское общество и подошло к моменту начала войны, констатировал Сергей Лукашевский. А после, по его словам, власть просто катком прошлась по всему, что еще оставалось медийным, независимым и действенным в общественно-политической сфере: «Все СМИ по сути были уничтожены, либо закрыты, либо работают за границей. Сейчас продолжается возмутительное давление на гражданское общество России как на сеть институтов. Об этом свидетельствуют последние события, связанные с иском о закрытии Московской Хельсинской группы (МХГ), штрафами в отношении Сахаровского центра и так далее. Каток неумолимо движется, и этот процесс, к сожалению, видимо, будет продолжаться».
Да, протесты в стране были относительно массовыми, в них участвовало большое количество людей, которые сильно рисковали, поскольку цена неповиновения властям за последние годы резко выросла, и это требовало дополнительной смелости, подчеркнул правозащитник: «Вместе с тем с началом войны в Украине многие ожидали, что общество проснется, и люди толпами выйдут на улицы против агрессии. К сожалению, этого не произошло. Но при этом основные рабочие структуры и процессы внутри гражданского общества сохранились. Большинство организаций, которые не закрывают, продолжают делать своё дело. Оказывается всемерное содействие украинцам, оказавшимся на территории России. Это и гуманитарная помощь, и помощь с выездом за границу, и помощь арестованным, оказавшимся под следствием, и многое другое».
Таким образом, мы видим, как государство планомерно уничтожает гражданское общество, и видим гражданское общество, которое оказалось хотя и не в состоянии политически противостоять государству, тем не менее демонстрирует довольно высокую устойчивость как горизонтальная система общественной солидарности и разнообразных гуманитарных инициатив, резюмировал директор центра Сахарова.
«В результате политики Кремля полностью разрушается диалог между населением и властью»
При Владимире Путине гражданское общество страны почти сразу подверглось атакам и разрушению, не говоря уж про независимые медиа, в свою очередь, заметил в комментарии «Голосу Америки» председатель национальной общественной организации «За права человека» Лев Пономарев, ставший первым физическим лицом СМИ-иноагентом в стране. В то же время, на его взгляд, 2022 год стал в этом смысле одним из самых удручающих.
«Власти последовательно уничтожают ведущие НКО, и вслед за структурами «Мемориала» в нынешнем году взялись за Московскую Хельсинскую группу, – добавил он. – Полагаю, дело этим не ограничится, и они настроены зачистить пространство окончательно, а «зияющие высоты» заменить ультра-патриотическими и другими подобного типа организациями. Это попытка с негодными средствами, и она пойдет только во вред, в том числе, самому государству. Никакая машина пропаганды ничего тут не поправит».
Выбранный Кремлем курс чреват сами печальными последствиями, утверждает Лев Пономарев: «Когда правозащитники, например, борются с пытками в колониях, все равно подразумевается их взаимодействие с государством. Но мы все-таки подталкивали Следственный комитет к возбуждению уголовных дел в наиболее вопиющих случаях проявления насилия. По-видимому, и это слабая связь будет окончательно разрушена. Кроме того, власть в законодательной форме дала военным право буквально совершать преступления на фронте в “интересах государства”, а полицейским разрешает применять жесткие формы насилия, оставаясь безнаказанными. Теперь, наверное, и борьба с пытками сойдет на нет».
Уничтожение основных правозащитных организаций приведет к разрушению гражданского общества, основная цель которого состоит в помощи людям бороться за свои права, уверен председатель национальной общественной организации «За права человека». «Между тем борьба за права человека – совершенно нормальное явление для любого демократическом государстве. Государство окрепнет и станет устойчивым только, когда оно научится согласовывать интересы и позиции разных групп населения… А в результате политики Кремля полностью разрушается диалог между населением и властью. Вообще можно с полным основанием сказать, что агрессивная война против Украины и совершение там чудовищных преступлений способствует становлению фашистского режима в стране, который только набирает силу с каждым годом. Но в современную эпоху такие режимы, тем более в Европе, обречены. Я абсолютно в этом уверен», – заключил председатель национальной общественной организации «За права человека».
источник : Голос Америки