Вынося решение по делу, в котором заявительницей была болгарка, у которой торговец людьми забрал ее заработок, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) заявил 28 ноября, что государства обязаны предоставить жертвам торговли людьми возможность требовать от торговцев людьми компенсации за потерянный заработок. .
Болгарские суды, в которые женщина обратилась за компенсацией, отклонили ее заявление, заявив, что она занималась проституцией и возвращение доходов от этого противоречит «добрым нравам».
ЕСПЧ установил, что болгарские власти не сумели сбалансировать право женщины в соответствии со статьей 4 (запрет на рабство и принудительный труд) Европейской конвенции о правах человека на предъявление такого иска с интересами общества, которое вряд ли найдет выплата компенсации в такой ситуации аморальна.
Это был первый случай, когда Европейский суд установил, что жертва торговли людьми имеет право требовать компенсацию материального ущерба от своего торговца людьми в соответствии со статьей 4.
В своих выводах ЕСПЧ сослался на различные международные договоры, а также заявил, что более того, существует тенденция – наиболее заметная в Соединенных Штатах Америки и Канаде, но также и в некоторых европейских государствах – Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии. , Нидерланды, Норвегия и Великобритания – к предоставлению жертвам торговли людьми возможности вернуть от своих торговцев прибыль, которую последние получили, эксплуатируя их, в то время как, возможно, только одно Договаривающееся государство, за исключением Болгарии, специально запретило такие претензии.
Болгарские суды ссылались на криминализацию доходов, полученных от проституции в болгарском законодательстве, а также на «добрые нравы», отклоняя требование заявительницы о компенсации от ее торговца людьми, обозначенного как X в заявлении ЕСПЧ.
В этой связи Суд отметил, что преступление, предусмотренное статьей 329 § 1 Уголовного кодекса Болгарии, заключающееся в получении дохода запрещенным или аморальным способом, отражает устаревшие социальные взгляды, оставшиеся от тоталитарного коммунистического режима.
Действительно, эта статья была признана Конституционным судом Болгарии неконституционной в сентябре 2022 года. Таким образом, предполагаемая незаконность доходов заявительницы не была достаточным основанием для отклонения ее иска, заявил ЕСПЧ.
Что касается вопроса о «доброй морали», Суд заявил, что права человека должны быть основным критерием при разработке и реализации политики по борьбе с проституцией и торговлей людьми.
В данном случае трудно представить, что приказ X вернуть ей деньги, отобранные у заявителя, оскорбил бы общественную мораль, заявил ЕСПЧ.
Даже если бы существовали веские причины с точки зрения государственной политики для отклонения иска, касающегося заработка, полученного посредством проституции (например, можно было бы утверждать, что поддержание такого иска может рассматриваться как потворство проституции или поощрение некоторых людей заниматься ею), в этом случае В этом случае такие причины столкнулись с уравновешивающей и, несомненно, убедительной государственной политикой против торговли людьми и в пользу защиты ее жертв, которой не только ЕСПЧ, но и сами болгарские власти придавали значительное значение.
Таким образом, ЕСПЧ пришел к выводу, что болгарские суды не смогли адекватно сбалансировать права заявителя по статье 4 и интересы общества. Таким образом, имело место нарушение этой статьи.
Суд постановил, что Болгария должна была выплатить заявителю 6000 евро в качестве компенсации морального вреда и 3100 евро в качестве компенсации издержек и издержек.
Источник : The Sofia Globe