Home » Экономика в фокусе: Болгария
Bulgaria Economic Environment Featured Global News Government News Politics Бизнес Болгария Глобальные новости Новости Эконом экономический

Экономика в фокусе: Болгария


В 2023 году экономический рост Болгарии продолжит замедляться. Структурные проблемы в ее экономике будут только ухудшаться до тех пор, пока не будет решена ее политическая нестабильность.

В Болгарии, где проживает 6,8 миллиона человек, наблюдается бум экспорта, а экономика сопротивляется спаду перед лицом внутренней политической нестабильности и войны на Украине.

Действительно, официальный экспорт Болгарии в Украину утроился в 2022 году — во главе с экспортом топлива, по иронии судьбы произведенного из российской нефти, — и страна косвенно направила в Киев вооружение на сумму миллиард евро через Польшу и Румынию.

Болгария, крупный производитель электроэнергии и металлов, обладает запасами бурого угля, свинца, цинка и меди, а ее расположение на берегу Черного моря и граница с Турцией делают ее жизненно важной для трубопроводов и судоходных путей. Болгария также производит большую часть оборудования, используемого в производстве и строительстве по всему миру.

Он также все больше становится центром технологий в Юго-Восточной Европе. В последнем выпуске Индекса конкурентоспособности ИТ в развивающихся странах Болгария заняла десятое место из 23 стран региона и восьмое место в регионе по ИТ-инфраструктуре и кадрам. Payhawk, финтех-платформа для платежей и расходов, стала первым единорогом в Болгарии в прошлом году, менее чем через четыре года после основания.

Хотя в прошлом году экономическая активность замедлилась, рост валового внутреннего продукта (ВВП) превысил ожидания и составил 3,4% в 2022 году. Этот рост в значительной степени был обусловлен частным и государственным потреблением, а также чистым экспортом услуг по мере восстановления туризма после пандемии.

2023: История до сих пор
Д-р Румен Добринский, старший научный сотрудник Венского института международных экономических исследований (wiiw), составивший апрельский прогноз для Болгарии, сообщил журналу Emerging Europe: «В последние месяцы наблюдалось дальнейшее замедление экономического роста, спровоцированное как внешними, так и внутренними факторами. Это наиболее заметно в производстве и экспорте из-за ослабления спроса в Западной Европе».

Однако спрос на оружие и топливо в Украине остается стабильным, и некоторые болгарские компании объявили о расширении своих производственных мощностей. Ожидается, что украинский спрос будет оставаться высоким, по крайней мере, до тех пор, пока продолжается война.

«В то же время, — говорит доктор Добринский, — процентные ставки продолжают расти, что подавляет спрос на кредиты. Как следствие, частное потребление, которое было основным двигателем роста, также ослабевает».

Ожидается, что потребительские цены, измеряемые Гармонизированным индексом потребительских цен (HICP), снизятся с 13% в 2022 году до 10% в этом году и 7% в следующем году. Д-р Добринский прогнозирует рост ВВП в 2023 году на уровне 1,7%.

Негативные демографические тенденции представляют собой долгосрочную структурную проблему для дальнейшего роста. «Рабочая сила продолжает сокращаться, что является устойчивой тенденцией из-за старения населения», — говорит доктор Добринский. «Это вызывает хроническую нехватку рабочей силы во многих секторах. Жесткий рынок труда толкает заработную плату вверх, и она продолжает расти быстрее, чем производительность труда».

Конец политической нестабильности?
Еще одна структурная проблема — это полная дисфункция болгарской политики. С 2020 года было проведено пять парламентских выборов, но ни одна партия не дала ни одной партии окончательного мандата на управление. Эта политическая нестабильность остановила продвижение по основным политическим приоритетам, таким как присоединение к Шенгенской зоне, еврозоне и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Это также ставит под угрозу доступ к средствам Плана восстановления ЕС и способствует ухудшению финансового положения Болгарии.

По оценкам министерства финансов Болгарии, без срочных корректирующих мер дефицит наличности может достичь от шести до семи процентов ВВП в 2023 году. в текущем году, что вынуждает государственные расходы оставаться на уровне, указанном в бюджете предыдущего года.

Решение налогово-бюджетных вопросов потребует сокращения государственных расходов или повышения налогов, ни один из которых вряд ли будет пользоваться политической популярностью и, таким образом, вряд ли будет реализован до тех пор, пока не произойдет некоторое восстановление политической стабильности.

Последние выборы в Болгарии состоялись 2 апреля, и, хотя ни одна политическая партия не стала решающим победителем, две крупнейшие партии, правоцентристская ГЕРБ и антикоррупционный блок во главе с «Мы продолжаем перемены» и «Демократическая Болгария» (PP-DB ), согласились 22 мая сформировать правительство в попытке положить конец многолетнему политическому тупику. Ранее PP-DB заявляла, что никогда не будет работать с ГЕРБ, а 23 мая Кирилл Петков, бывший премьер-министр и один из лидеров «Мы продолжаем перемены», извинился перед избирателями за сделку и подчеркнул, что это была договоренность о разделении власти, а не коалиция.

Отвечая на вопрос, что эта сделка может означать для экономики Болгарии, д-р Добринский сказал: «Только регулярное правительство, поддерживаемое парламентским большинством, уполномочено принимать ключевые политические решения, имеющие долгосрочные последствия. Но теперь новое коалиционное правительство столкнулось с необходимостью ликвидировать большой бюджетный дефицит, образовавшийся за последние пару лет. Это будет самой большой политической задачей правительства».

Источник: Emerging Europe

Переводить